читать дальше









СТИХИ ОТКАЗА
Нет — сильным мужчинам в одной рубашке
шагающим через
мою кухню страстно и тупо.
Нет — мне свернувшейся-как-котёнок вокруг
спящего ребёнка и соблазнительно
улыбающейся.
Нет — коротким юбкам, нет — длинным
вздохам; я не буду
глядеть, после того, как дочитаю стихи,
понял ли ты их.
Нет — уютным патио, передним дворам,
мои кошки
никогда не растолстеют. Никто
не налепит моё лицо на футболку;
я могу никогда
не научиться пользоваться косметикой.
Не хочу сидеть
неподвижно в машине, когда кто-то другой
за рулём. Нет — кругам, по которым
ходишь. Нет — шахматному
линолеуму. Нет.
Нет — посудомоечной машине (да и стиральная —
маловероятна). Нет — цветам,
милым ножкам, заунывным
поэмам о свадьбе. Ветер —
это как люди, и мои стихи —
море. Дети — как трава
на холмах, они пускают
корни. Или как лес.
Они не приходят и не уходят.
Нет — радуге. Только пеликаны,
неловко барахтающиеся в надежде
на ту самую
Большую Рыбу. Ты можешь спорить,
я не буду задумчивой, пусть оно проходит
подумаем позже, на что могло быть похоже.
Мои воспоминания проходят рядом.
И сейчас я не слишком уверена в том,
кто что кому сделал.
Что мы сделали не так.
Но я сожгла рукопись,
в которой встретила твои глаза и улыбку.
Нет — сильным мужчинам в одной рубашке
шагающим через
мою кухню страстно и тупо.
Нет — мне свернувшейся-как-котёнок вокруг
спящего ребёнка и соблазнительно
улыбающейся.
Нет — коротким юбкам, нет — длинным
вздохам; я не буду
глядеть, после того, как дочитаю стихи,
понял ли ты их.
Нет — уютным патио, передним дворам,
мои кошки
никогда не растолстеют. Никто
не налепит моё лицо на футболку;
я могу никогда
не научиться пользоваться косметикой.
Не хочу сидеть
неподвижно в машине, когда кто-то другой
за рулём. Нет — кругам, по которым
ходишь. Нет — шахматному
линолеуму. Нет.
Нет — посудомоечной машине (да и стиральная —
маловероятна). Нет — цветам,
милым ножкам, заунывным
поэмам о свадьбе. Ветер —
это как люди, и мои стихи —
море. Дети — как трава
на холмах, они пускают
корни. Или как лес.
Они не приходят и не уходят.
Нет — радуге. Только пеликаны,
неловко барахтающиеся в надежде
на ту самую
Большую Рыбу. Ты можешь спорить,
я не буду задумчивой, пусть оно проходит
подумаем позже, на что могло быть похоже.
Мои воспоминания проходят рядом.
И сейчас я не слишком уверена в том,
кто что кому сделал.
Что мы сделали не так.
Но я сожгла рукопись,
в которой встретила твои глаза и улыбку.
Diane Di Prima
Перевод А. Караковского
Перевод А. Караковского
- - -
"Навеки улыбка сползла с лица,
Я стал обладателем бледного вида.
Вместо эры Великого Кольца
Настал нескончаемый День Трифидов."
(кусочек из Емелина)
- - -
"Я все понимаю: Сталин,
Репрессии, пятилетки…
Но зачем мы Космос сменяли
На фанерные табуретки?"
(другой кусочек из Емелина)
- - -
Стихотворение про жизнь.
Жизнь, она словно коробка конфет.
Коробка, а в ней полудохлые слизни.
Бывает, полезешь за жизнью в буфет,
А там её нет. Ни коробки, ни жизни.
(Небес Прозы)
- - -
Мир лежит ошмётками на блюде,
Как фрагменты крысы в колбасе,
Я люблю смотреть, как гибнут люди,
И надеюсь, что они погибнут все.
- - -
Чего же я трушу? Ведь я, как грамматику,
Бессонницу знаю. Стрясется - спасут.
Рассудок? Но он - как луна для лунатика.
Мы в дружбе, но я не его сосуд.
(это кусок из Пастернака)
- - -
Щебень щебечет, и чавкает грязь под стопою.
Чет или нечет - не нам обижаться с тобою.
Желтый трамвай дребезжанием улицу будит.
Пахнет весной, мое солнышко. Счастья не будет.
(это из Быкова)
- - -
Любите же его. Он напрягает мозг
и новым взглядом комнату обводит...
...Прощай, мой гость. К тебе приходит Гость.
Приходит Гость. Гость Времени приходит.
(это кусок из Бродского)
- - -
"оставаться одной - хорошо" -
вместе с воздухом выпало
изо рта.
разве это твоя черта?
если это вообще черта.
эти лестные лица не так уж тебя и ждут.
столько слов, а стоит невозможная тишина.
эти черные кофты не так уж тебе идут,
каждая - все, как одна.
это сердце дыряво как решето
и пусто', хоть плачь.
и не пара тебе никто
и не врач.
- - -
У обнаженного меча
Из всех времен - одно.
Сейчас.
(гугль говорит, что из Олди, а я не знаю)
- - -
Я поэт. Я мастер слова.
Отчего мне так хуево?
(знать бы кто)
- - -
Мы ползём по трупным пятнам
В сталактитовый закат.
Там, где счастлив каждый пятый, -
Новый праздник! О, виват!
(Спирин)
- - -
(а это в контексте, употребил 689000)
Так что придётся ждать, когда всё заживёт. Единственный очевидный плюс в данной ситуации - теперь я могу обманывать себя, напевая под нос бессмертные строки: "И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы / Я стал похож на человека героической судьбы".
- - -
ШЛЯПА КАФКИ
Под хирургический стук
дождя по крыше
я съел порцию мороженого,
похожую на шляпу Кафки.
По вкусу мороженое
напоминало операционный стол
с пациентом, уставившимся
в потолок.
Richard Brautigan
- - -
Есть люди с особо чувствительной кожей -
их лучше не трогать. Они не похожи
на всех остальных. Они носят перчатки,
скрывая на коже следы-отпечатки
лилового цвета от чьих-нибудь пальцев,
бесцеремонных в иной ситуации.
Они опасаются солнца в зените.
Обычно, надев толстый вязаный свитер,
выходят из дома по лунной дорожке
пройтись; и не любят, когда понарошку,
когда просто так, не всерьез, не надолго.
Болезненно чувствуют взгляды-иголки
и крошево слов. Они прячут обиду
в глубины глубин, но по внешнему виду
спокойны они, как застывшая глина,
лишь губы поджаты и паузы длинны.
Они уязвимы, они интересны;
и будьте чутки и внимательны, если
вы их приручили: они не похожи
на всех остальных - они чувствуют кожей.
М. Павич
- - -
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
(это кусок из Мандельштама)
- - -
нутро - калитка
нутро - клоака
нутро - коллектор
сердечной боли
моего мрака
изломан вектор
нутро - коллектор
нутро - свобода
нутро - калека
переизбыток
в груди урода
и человека
(Виталий Спирин)
- - -
Тебе не хватает малого -
понять, что нас только двое,
что время одно наебалово,
пространство другое.
(Никонов)
- - -
Рафал Воячек.
ПЕСЕНКА О ПОЭТЕ.
Поэт пишет о родине
(глоток водки)
Поэт пишет о женщине
(глоток водки)
Поэт пишет (стакан водки)
искусство движет
Поэт пишет все утро
(сколько водки)
Поэт пишет весь день
(море водки)
Поэт пишет всю ночь
(тонна водки как говорит
А.Б. капитан милиции)
Поэт пьет
(нет слов)
- - -
Дж. Винтовка:
"Фин Маерс - бармен с пятнадцати лет
И если ты из Квинси то сразу узнаешь его
хриплый бас и шотландский килт
Он пьет чистый "скотч", презирает Англию и всю королевскую рать,
предпочитает играть на ударных и триповать.
- - -
Давай-ка теперь
закопаем тебя
в самом центре шара земного,
глубже любых ископаемых тварей,
глубже любой самой древней могилы
и ада библейского.
Будем тебя вспоминать,
говорить и любить.
И с каждого нашего слова
ты будешь крутиться
со всей своей яростной силы,
будешь вращать нашу землю,
чтобы на ней пели птицы,
деревья цвели.
Ведь должен быть кто-то,
должен же кто-то,
должен же быть
хоть кто-нибудь
крайний,
последний,
невольно назначенный
осью Земли.
(Александр Пелевин)
- - -
Это лето кончится быстрее, чем ты думаешь, этой осенью будет еще больше слякоти.
Возможно, ты полюбишь зиму – такое бывает – но что если она будет ядерной?
Как могут два самолета встретиться в огромном небе? Чистая случайность?
За самую маленькую оплошность тебе выставят счет. Бог есть, и он беспощаден.
Этот мир совершенен в своем коварстве – тебя сводят за руку в сказку, покажут
Счастье, поселят в пряничном домике, все включено, пользуйся, но однажды
Ты увидишь в своем саду на яблоне кошку, повешенную – это мальчик соседский
Решил пошалить, просто выколол глазки ей и на шнурке от кроссовок повесил.
Эта картинка останется в твоей памяти, как тебе хотелось спустить с мальчика шкуру.
Теперь всю свою жизнь ты будешь бояться и убеждать себя, что есть кто-то мудрый,
Кто следит за миром, управляет каждым его движением, а ты ни при чем как бы.
Ты ни в чем невиновен и будешь счастлив, пока кого-то будут душить шнурками.
Беги по коридорам, считай тупики, беги по закольцованному тоннелю.
За каждой дверью будет еще одна дверь, много ходов, но выхода нету.
Запрись в своем доме, уйми дрожь, бейся в груди подушечка для иголок.
Все в порядке. Твой мир прекрасен. И это величайшая подлость.
это лето никогда не закончится, я так и останусь загорать на пряничном газоне
не хочу ничего слышать об альтернативных реальностях заткните рот паклей этому гомику
днем прогуливаться по пряничному паркету и ночью кутаться в пряничное одеяло
пусть каждое утро будет более пряничным пусть я буду уверен что по-другому не бывает
тихо смеяться от обилия удовольствий приятно планировать полдник заранее
выпивать пряничное вино с иллюзорными гостями закусывая пряничной бараниной
я не верю что люди произошли от динозавров зачем эта хищная возня например
когда у меня возникает чувство голода я откусываю кусочек своего интерьера
отдаленно вспоминая что где-то есть мир точно такой же только наоборот
я жил и все-таки не был подготовлен когда мое столкновение с ним произойдет
доел последнюю штакетину пряничного забора – и я голый под холодным взглядом
изучающего меня как бестолковое насекомое раскинувшегося во все стороны ада
Ищи ништяки и считай тупики, беги по закольцованному тоннелю
За каждой дверью будет еще одна дверь, за светлым воскресеньем черный понедельник.
Запрись в своем доме, уйми дрожь, бейся в груди подушечка для иголок.
Все в порядке. Твой мир идеален. Но ты все равно для него слишком тонок.
(ночные грузчики)
- - -
Джонни решил в такую сыграть игру:
Собрал всех друзей:
«А знаете, я умру.»
/Он говорит, а голос его дрожит/
«Врач мне сказал, две недели осталось жить,
Врач мне сказал, будет больно, ну, сущий ад,
Что умереть я сам буду даже рад. »
Расстроились все,
И плакали,
И скорбя,
Одни говорили «как же мы без тебя?»
Вторые сказали к другому сходить врачу,
А третьи участливо хлопали по плечу.
К вечеру Джонни оплакали все вокруг.
И только один, самый лучший и верный друг
Подумал секунду, накручивая усы...
Сказал:
«Я достану морфий, чувак.
Не ссы.»
- - -
Меня слепило солнце
В самом начале времен.
Но оно исчезло.
Меня слепила лампочка
В продолжении времен.
Но теперь, исчезла и лампочка.
Прости, мой друг,
За такое корявое и убогое
Отсутствие поэтики
На исходе, на обочине
Пост-бытия.
За это тупое
Аморфное
Бесструктурное
Пост-структуралистское
Гавно.
Ибо каждой эпохе -
Свои стихи.
(Vaans)
- - -
кто переходит улицу
у кто растет борода
причесавшись кто сел
сидит и читает газету
репертуар театров
криминальная хроника
у кто выпадает зуб
кто округляется
кто звонит жене
жена объясняет кто
правила поведения
в общественных
местах
(Безносов)
- - -
Вальехо пишущий об одиночестве умирая от голода;
Ван Гог дающий ухо на отсечение шлюхе;
Рембо срывающийся в Африку искать золото
и найти неизлечимую форму сифилиса;
оглохший Бетховен;
Паунд которого возят по улицам в клетке;
Чаттертон принимающий крысиный яд;
Хемингуэй выпускающий мозги в апельсиновый сок;
Паскаль вскрывающий вены в ванне;
Арто помещенный в психушку;
Достоевский поставленный к стенке;
Крейн бросающийся под судовой винт;
Лорка застреленный на дороге испанскими солдатами;
Берримен бросающийся с моста;
Берроуз стреляющий в жену;
Мейлер всаживающий нож в свою…
Вот чего им надо:
проклятого шоу
световой рекламы
посередине ада,
вот чего им надо
этой горстке тусклых
непонятливых опасливых
угрюмых
почитателей карнавалов.
(Буковски)
- - -
Не писал стихов
И не пиши!
Лучше погуляй
И подыши.
За перо
поспешно
Не берись,
От стола
подальше
Уберись.
Не спеши,
не торопись,
Уймись,
Чем-нибудь,
в конце концов,
Займись.
Выброси к чертям
Карандаши.
Полежи,
в затылке почеши.
Суп свари,
порежь на кухне лук.
Выпей чаю,
почини утюг.
Новый телевизор
разбери -
Посмотри,
что у него
Внутри.
Плюнь в окно
И в урну попади!
В оперетту вечером
Пойди.
Вымой пол,
Прими холодный душ,
Почитай
на сон грядущий
Чушь...
Что-нибудь,
короче,
Соверши!
Не писал стихов
И не пиши!
(СВ Хутор)
- - -
Я ненавижу Пастернака!
Февраль, достать чернил и плакать,
Лить слёзы, землю целовать
И Сталину по телефону отвечать,
Потом опять молиться, плакать,
А дальше - «доктор Большеваго»,
Нимб диссидентский, взгляд
Решительный, упрямый.
Я ненавижу Пастернака,
Он сдал поэта Мандельштама.
- - -
Я призываю к суду над коммунизмом
над убийцами миллионов - словом
хули вы смотрите - в ебало вам выстрел
вот ваша расплата за Гумилева
- - -
Одеяло убежало, следом простыня
Даже мягкая подушка бросила меня.
Убежали раскладушка, тумбочка, матрас...
Всё, чему мы дали имя, ненавидит нас.
Очень скоро всё, чему свобода дорога,
От имён своих постылых бросится в бега.
А пока их жизнь похожа на кошмарный сон.
Бьются вещи в казематах проклятых имён
Нет страшнее преступленья против естества
Безымянных, заключённых в камеры-слова.
Всё, что сковано словами - источает зло.
Что же нас тогда назвало, нас произнесло?
(Иван Козлов)
- - -
Стихи неудачников из рассказов Аверченко.
Повсюду лишь пустырь один,
Куда ни взглянет голова…
И преждевременных, седин
Повсюду веется солома.
("Секретарь из почтового ящика"

Скоро спомнил я зимнее время,
Как гулял с тобой по горам,
Кругом снег, пелену расстилая,
Не давал нам гулять по горам.
("Аргонавты"

Тебя безумною любовию любя,
Готов отважиться на подвиг я опасный,
Но если ты обманываешь меня,
То знай, что мститель я ужасный.
Как ягуар я кровожаден, зол,
Тебя я буду мучать пыткою смертельной,
Потом, вонзив в сердце тебе топор —
Ращет покончу с жизнью твоей изменной.
("Аргонавты"

Ты пела в сладостном томленьи:
Милый мой, люблю тебя.
Внимали сим речам в сомненьи
И звёзды, лес, шептавшийся с природой…
Теперь же всё прошло… навек…
Нет больше этих чудных снов.
И так исчезнет всякий человек,
Бесследно так же, как и это.
("Аргонавты"

Будет осень, но будет не время.
Скажут: милый знакомиться с ней,
С той красивой, пухлявой девчуркой,
Чей глазки печальны, как ночь.
("Аргонавты"

Хотел бы я ей черный локон
Каждое утро чесать
И, чтоб не гневался Аполлон,
Ее власы целовать...
("Поэт"

- - -
Андрей Вознесенский
НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.
Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.
Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.
Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.
Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.
Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.
Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка...
И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».
Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.
Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.
1976
- - -
Про тут немногий надо понимать:
ходить нога, кричать вот этим ротом,
а этим нос дышать, а так смотреть,
а смерть холодный нехороший.
(Линор Горалик)
- - -
Максимилиан Волошин.
Я дух механики. Я вещества
Во тьме блюду слепые равновесья,
Я полюс сфер — небес и поднебесья,
Я гений числ. Я счётчик. Я глава.
Мне важны формулы, а не слова.
Я всюду и нигде. Но кликни — здесь я!
В сердцах машин клокочет злоба бесья.
Я князь земли! Мне знаки и права!
Я слуг свобод. Создатель педагогик.
Я — инженер, теолог, физик, логик.
Я призрак истин сплавил в стройный бред.
Я в соке конопли. Я в зёрнах мака.
Я тот, кто кинул шарики планет
В огромную рулетку Зодиака!
- - -
Я был счастлив и купил книгу
Я был влюблен и купил книгу
Я получил свой холостяцкий оклад и купил книгу
Я вышел из класса и купил книгу
Пролилась кровь и я купил книгу
Я кончил она кончила наша любовь кончилась и я купил книгу
Выходя из кино я купил книгу
Обещали облачность с осадками и я купил книгу
Грянул гром грянули увольнения и я купил книгу
Было скверно на душе и я купил книгу
Случилась прекрасная любовь и конечно я купил книгу
У меня был билет на поезд билет на самолет
талон на автобус и я купил книгу
Здесь на земле изрытой траншеями
среди любовных пожаров и классовой борьбы
я читал книгу
Темным полднем который казалось
никогда не кончится
Я читал книгу
над океаном на взлетной полосе
на мокрой постели из тростника
наклонившись над этим телом над раскрытыми ладонями
я читал книгу
Вчерашние сегодняшние и конечно завтрашние
друзья
братья озадаченные слогами и фразами
предательски атакованные трагическими и комическими ошибками
одетые в роскошные переплеты
или в обычный картон
цветные или черно-белые
истрепанные или истоптанные
возле кровати у сердца
или в кармане
как видите
я любил вас
Так что простите пожалуйста
если сможете
что когда-то
(истерзанному как и вы восторгом страстью
любовью грустью или борьбой)
мне тоже хватило радости буйства боли
или просто дерзости
чтобы написать вас
Виктор Касаус
- - -
(Лорка)
Учитель:
Кто замуж выходит за ветер?
Ребенок:
Госпожа всех желаний на свете.
Учитель:
Что дарит ей к свадьбе ветер?
Ребенок:
Из золота вихри
и карты всех стран на свете.
Учитель:
А что она ему дарит?
Ребенок:
Она в сердце впускает ветер.
Учитель:
Скажи ее имя.
Ребенок:
Ее имя держат в секрете.
(За окном школы - звездный полог.)
- - -
И должен не единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
(еще кусок из Пастернака)
- - -
Я взбиваю подушку мычащим "ты"
За морями, которым конца и края
В темноте всем телом твои черты
Как безумное зеркало повторяя.
(еще кусок из Бродского)
- - -
МИХАИЛ ГРОНАС
Это стихотворение написано автором ночью.
Это – двадцать три миллиона девятьсот пятьдесят три тысячи сто восемьдесят шестое стихотворение после Освенцима (цифра неточная).
В нем выражаются такие чувства как тоска по родине, любовь к любимым и дружба с друзьями.
Всё это выражено словами.
- - -
в тот день всю тебя, от гребенок до ног
как трагик в провинции драму Шекспирову
носил я с собою и знал назубок
шатался по городу и репетировал
(еще кусок из Пастернака)
- - -
(винегрет из хокку)
некому стало делать
дырки в бумаге окон
но как же холодно в доме
костерок на том берегу…
все ближе
все теплей
не прогоняй
когда приснюсь
я не нарочно
плеск волн
скрип уключин
необитаемый день
- - -
Всё, что ещё неведомо - сядь, отведай.
Всё, что с земли не видно - исследуй над.
Это твоя последняя юность в конкретно этой
Непростой системе координат.
(кусок из стихотворения, конец которого мне не понравился)
- - -
Человек говорит человеку: я есть слабак,
все, что ты говоришь - пускай оно будет так,
у меня проржавевший мотор и пробитый бак,
я люблю тебя, я устал от вечных атак.
Человек говорит человеку: зачем, зачем.
я хочу быть твоим, как язычок на свече,
я хочу тебя обожать, я хочу пылать,
чтобы землю перед тобою листвой устилать.
Человек человеку - тень, сиамский близнец,
и повязан хуже, чем парой из двух колец,
человек человеку - двойник,
отражение,
неотрубленные хвосты,
человек человеку - панический страх темноты,
проступающий на коже, словно лишай.
Человек говорит:
пожалуйста, ну давай
снова прав окажешься
ты.
Человек человеку - волк, товарищ и брат,
человек человеку - друг, напарник и волк.
человек перед человеком стоит, умолк,
но завязан,
завязан,
завязан с другим стократ.
Человек говорит человеку: окей, ты можешь быть рад,
ты опять настоял, ты снова меня поверг,
и протягивает человеку
руки
ладонями вверх.
(Анна Долгарева)
- - -
«Капитан, здесь совсем не бывает ветров», — «Это штиль», — отвечал капитан.
«Я не вижу на небе ни солнца, ни звёзд», — «Нынче выдался плотный туман».
«У меня появляется чувство, что мы никогда не увидим земли.
Капитан, мы уже никуда не плывём. Может быть, мы стоим на мели?»
Отвечал капитан: «Мы не видим земли оттого, что уже на земле.
Мы уже на земле, а над нами — вода. Мы — покойники на корабле.
Оттого, что мы все утонули давно, оттого, что мы встретились с дном.
Оттого, что уже десять тысяч ночей мы с тобой говорим об одном».
(еще Александра Пелевина)








